независимые исследования российской экономики

Найти

НА ГЛАВНУЮ ОБ ИНСТИТУТЕ ПУБЛИКАЦИИ ВЫСТУПЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

МАКРОЭКОНОМИКА

КОРПОРАТИВИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ГРУППА ВОСЬМИ (G8)

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ

ГРУЗИНСКИЕ РЕФОРМЫ

Блог Андрея Илларионова

 

 

 

    

      

 

Союз "Либеральная Хартия"

горизонты промышленной      политики                                         

ИРИСЭН

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Счетчик кризисных потерь

Газета.ру, 11 февраля 2010 г.

   Россия занимает лидирующее место в рейтинге стран по совокупным экономическим потерям во время кризиса.

   Завершающийся во многих странах мира экономический кризис ставит на повестку дня вопрос о подведении его первых итогов.

   Наиболее очевидным результатом кризиса в некоторых странах стало сокращение реального объема произведенной добавленной стоимости - валового внутреннего продукта (ВВП). В ряде стран сокращение ВВП было усугублено заметным падением курса национальной валюты, что привело к еще более значительному снижению совокупной покупательной способности экономических субъектов страны на мировом рынке.

   В целях уменьшения масштабов сокращения (или недопущения падения) ВВП власти ряда стран предпринимали меры по «поддержке» экономической деятельности путем «фискального стимулирования», расходования валютных резервов, снижения валютного курса, других мер государственной политики. В данный момент оставим на время в стороне дискуссию о том, могли ли такие меры в принципе «смягчить» течение кризиса и не привели ли они на самом деле к его усугублению.

   Принципиально важно другое - то, что в сознании властей, принимавших такие меры, эти действия были нацелены на «смягчение» течения кризиса. Иными словами, такие меры (и их «цена») воспринимались властями в качестве приемлемого «заменителя» ожидаемых или уже произошедших последствий кризиса, «вынужденного лекарства» от его более тяжелых последствий. По их логике, ими был осуществлен «размен» одних экономических активов (например, накопленных ранее запасов - валютных резервов, бюджетного профицита) на другие (например, на меньшие темпы падения ВВП, бюджетный дефицит).

   В рамках модели совокупных экономических активов страны - как накопленных ранее (запасов), так и текущих (потоков) - такие разные по происхождению и характеру активы сопоставимы. Следовательно, можно оценить размеры сокращения совокупных экономических активов (как запасов, так и потоков) той или иной страны в результате экономического кризиса и проводившейся в это время государственной политики. Такой показатель можно назвать индексом кумулятивных экономических потерь во время кризиса.

   Компонентами итогового индекса кумулятивных потерь являются: изменение фискальной позиции государства (разницы между доходами и расходами бюджета расширенного правительства), изменение величины государственных валютных резервов, изменение реального ВВП, изменение долларового ВВП. Первый вариант расчета индекса представляет собой сумму первых трех компонентов, второй вариант - сумму первых двух компонентов и четвертого компонента. Компоненты итогового индекса приведены к единой размерности (рассчитаны в процентах к ВВП), что позволяет производить с ними необходимые математические операции.

   Возможные сомнения в самой приемлемости проведения таких операций (сомнения в обоснованности процедуры сложения «яблок» с «апельсинами» - темпов снижения ВВП с темпами сокращения валютных резервов и изменением фискальной позиции) имеют право на существование. Однако представляется, что у предлагаемого индекса кумулятивных потерь оснований для существования не меньше, чем у знаменитого Misery Index, являющегося суммой, очевидно, менее однородных показателей - уровня безработицы и уровня инфляции. При том что экономическая интерпретация Misery Index остается неочевидной, его широкое использование сыграло важную роль в эмпирическом опровержении т. н. кривой Филлипса - ошибочного представления, связывавшего обратной зависимостью уровень безработицы и уровень инфляции.

   Результаты предварительного расчета индекса кумулятивных потерь для 41 страны (стран G20, стран ОЭСР и некоторых других стран) во время последнего пучка экономических кризисов 2008-2009 гг. приведены в таблице.



   Падение российского ВВП оказалось одним из самых глубоких среди стран, попавших в эту таблицу, а итоговое значение индекса кумулятивных потерь для России оказалось максимальным.

   Это произошло в том числе из-за рекордного сокращения валютных резервов и значительного ухудшения фискальной позиции. В итоге совокупные экономические потери России составили 33,6% ВВП по первому варианту расчета индекса и 51,3% ВВП по его второму варианту.

   Значения индекса кумулятивных потерь для других крупных экономик оказались существенно меньше (далее приведены значения индекса согласно второму варианту его расчета): для Великобритании - 27,1% ВВП, Мексики - 24,8% ВВП, Испании - 24,6% ВВП, Южной Кореи - 24,5% ВВП, Канады - 18,5% ВВП, Германии - 15,7% ВВП, Австралии - 15,3% ВВП, Франции - 14,6% ВВП, Италии - 13,6% ВВП.

   Некоторые другие крупные страны во время кризиса понесли относительно незначительные потери: Бразилия и США - по 7,6% ВВП, Индия - 7,5% ВВП, Япония - 4,3% ВВП.

   Как это часто происходит в последнее время, отличился Китай. Значение индекса кумулятивных потерь для него оказалось положительным - на уровне 7,6% ВВП. Это означает, что

   Китай не только не понес совокупных экономических потерь за период, именуемый иногда глобальным кризисом, но и увеличил за это время свои совокупные экономические активы.

   Лидирующее место России в рейтинге стран по совокупным экономическим потерям, естественно, ставит вопрос о причинах такого лидерства, о том, почему наибольший экономический ущерб во время кризиса понесла именно наша страна.



Вернуться к списку


105062, Москва, Лялин переулок, дом 11-13/1, стр. 3, помещение I, комната 15   Тел. +7(916)624-4375    e-mail: iea@iea.ru

© ИЭА