|
независимые исследования российской экономики |
Найти |
Союз "Либеральная Хартия"
|
- Создание рыночной экономики давало только шанс на экономическое выздоровление страны, но не гарантию. Оно не решало, да и не могло решить всех проблем, стоявших перед Россией. Особенностью российских реформ стала замена государственного перераспределения преимущественно физических и человеческих ресурсов в условиях «плановой» экономики государственным перераспределением преимущественно финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики. - Колоссальная инфляция, огромное падение производства, безработица, несправедливая приватизация, девальвация, дефолт, правовой беспредел, расцвет бандитизма стали неправомерно ассоциироваться в российском обществе с либеральной политикой. Но это не либерализм, это осуществление практики правого социализма в современном понимании: мы за рынок, но с исключительными правами для себя и своих друзей. - Такого уникального шанса на создание в нашей стране свободной экономики, демократического государства, свободного общества, который выпал в 1991 году и который был столь бездарно потерян, долго еще не будет. - В конечном счете, только сам человек несет и индивидуальные риски за те решения, которые принимает, и индивидуальную ответственность. Мы долгое время очень болезненно относились к переходу на личности. Но мне кажется, невозможно говорить об истории нашей страны, о настоящем и будущем страны без перехода на личности, которые оказываются во главе страны. - К сожалению , независимо от того, какими красивыми были лозунги, методы осуществления важных и необходимых реформ были насильственными, бюрократически-номенклатурными, осуществлялись за спиной российских граждан. - Если политическое руководство Беларуси сегодня окажется недальновидным и станет откладывать решение проблем, то ситуация в экономике, в конце концов, может сильно ударить по политическому режиму. - Главная причина неудачи российского Большого перехода к свободе заключается, очевидно, в незавершенности, а точнее – в несовершенности настоящей политической и нравственной революции в России. - В конечном счете, только сам человек несет и индивидуальные риски за те решения, которые принимает, и индивидуальную ответственность. Мы долгое время очень болезненно относились к переходу на личности. Но мне кажется, невозможно говорить об истории нашей страны, о настоящем и будущем страны без перехода на личности, которые оказываются во главе страны. - За год во власти Федоров совершил невероятное: сократив государственные расходы почти на 20% ВВП, он почти полностью ликвидировал чудовищный развал государственных финансов, вызванный банкротством СССР в 1991 году и политикой гайдаровского правительства в 1992 году. - Ни полностью свободной экономики, ни правового общества, ни демократической политической системы в России создать пока не удалось. - Хотя либеральная экономико-политическая система, созданная в Грузии в результате реформ последнего времени, по-прежнему еще весьма далека до лучших мировых образцов, она уже сегодня демонстрирует существенно более высокую экономическую эффективность, чем нынешняя российская. - Правительство Е. Т. Гайдара, сумевшее сделать лишь первый из трех необходимых шагов – провести легализацию рыночных отношений (причем, как известно, лишь частично), но не проведшее ни финансовую стабилизацию, ни тем более либерализацию экономики и общества, заслуживает признательности в качестве автора рыночных реформ, но не в качестве автора финансовой стабилизации и тем более не в качестве автора либерализации экономики страны. - Так называемое «стимулирование экономической деятельности» с помощью инструментов фискальной и денежной политики не только не рассасывает причины, которые привели к кризису 2008-2009 годов, а, наоборот, увеличивает потенциальные масштабы нового кризиса. - Россия занимает лидирующее место в рейтинге стран по совокупным экономическим потерям во время кризиса. - - Economic policy response will be the 2nd wave crisis. - Утверждение о росте ВВП во втором квартале на 7,5% как минимум неграмотно. Увеличение объемов экономической деятельности на 7,5% (по данным Федеральной службы статистики - на 7,4%) – это сезонно обусловленный рост. - Нынешний кризис – не кризис, а пучок, группа кризисов. Среди них: «австрийский» кризис – неадекватной денежной политики, геополитический кризис, институциональный, связанный с недоразвитыми рынками институтов, банковский – из-за неопределенности прав собственности в финансовой сфере и кризис экономической политики. - Российские власти считают американскую экономическую систему и американскую политическую систему наиболее надежными в современном мире, поскольку свои валютные резервы российские власти предпочитают держать в американских ценных бумагах. - Во второй половине прошлого года быстрая утрата валютных резервов была вызвана несвоевременной реакцией денежных властей на изменившуюся экономическую ситуацию. Спохватившись, власти поняли, что таким образом могут потерять все резервы, и начали быстро девальвировать рубль. Однако в январе ситуация стала более драматической. Газовая война нанесла новый, более мощный удар. - Одним из условий выживания в современном мире является высокая степень мобильности, причем мобильности социальной, экономической и географической. Пока же в нашей стране не экономическая деятельность для граждан, а граждане для экономической деятельности, тем более для каких-то конкретных предприятий. Из-за кризиса прежних структур, отраслевой и географической, нынешний экономический кризис только усугубляется. - Степень предсказуемости поведения российских властей не только внутри страны, но и на международной арене, сейчас существенно снизилась. - Россия вступила в экономический кризис, по скорости развития которому не было равных за последние 70 лет, в условиях высоких цен на нефть, при положительном сальдо платежного баланса по текущим операциям, до того, как в США началась наиболее острая фаза финансового кризиса. Все это позволяет утверждать, что природа российского экономического кризиса существенно отличается от того, что предлагалось и традиционно предлагается российской общественности в качестве его объяснения. - Самая большая угроза, существующая сейчас для российской экономики, состоит в том, что происходит падение производства, причины которого для подавляющего большинства экономистов, наблюдателей и представителей правительства неизвестны. Ни масштаб, ни траектория, ни скорость спада, ни причины этого не прогнозировались и не комментировались адекватно в настоящее время пока никем. - Реакция российского правительства на кризис подтверждает предсказание, сделанное Союзом Либеральная Хартия два месяца назад - власти делают все возможное для углубления и расширения масштабов экономического кризиса. - При применении прежнего подхода к определению даты рецессии оказывается, что последний пик экономической активности в США был достигнут в июне 2008 г., а рецессия началась, скорее всего, в июле 2008 г. - Обещанная российская помощь в расчете на душу населения Южной Осетии превышает ее душевой ВВП примерно в 11 раз. - Действия большинства западных правительств, и в гораздо большей степени – российского правительства, переводят довольно болезненный фондовый кризис, свидетелями которого мы являемся, в категорию экономической катастрофы. - Отвратительность решений наших властей заключается в том, что в отличие от американских средств, к которым могут получить доступ практически все участники рынка, в российской ситуации средства предоставлены узкому кругу банков, непосредственно ассоциируемому с представителями российской власти, и узкому кругу квазигосударственных корпораций типа Роснефти и Газпрома. - В авторитарной стране ни одно существенное решение не обсуждается ни со страной, ни с людьми, ни с представителями, какими бы странными они ни были, вроде тех, которые сейчас находятся в Государственной Думе. И не имеет значения – использование войск против Грузии, предоставление миллиардных кредитов Исландии или российским банкам. - There is a fundamental incompatibility between open global markets and the universal principles of tolerance and respect that govern it in the West, on the one hand, and the paranoia and aggressiveness of Russia's current leadership, with its cult of isolation and militarism and the modus operandi of street gangsters, on the other hand. - Российский кризис последних двух месяцев как минимум наполовину вызван собственными внутренними проблемами: атакой властей на отечественный и иностранный бизнес, войной в Грузии, односторонним признанием Южной Осетии и Абхазии, связанными со всем этим опасениями инвесторов относительно возвращения «холодной войны». - Чем похожи все эти три кризиса: 1968-го, 1998-го и 2008-го? Два внешнеполитических кризиса и один внутриэкономический кризис похожи именно тем, что во всех этих трех случаях власть советская и российская власть применяла одно и то же средство – насилие. Насилие по отношению к собственному народу и насилие по отношению к чужим народам. - С экономической точки зрения оснований для большого экономического кризиса в ближайшее время нет. Если же обращать внимание на политическую составляющую, то в условиях абсолютной непредсказуемости и безответственности политических решений, принимаемых сегодня, прогнозировать что-либо на какую-либо длительную перспективу невозможно. - Изменение темпов инфляции, по крайней мере, с весны прошлого года, имеет под собой основание в изменении макроэкономической политики, скорей всего, в 2005 - 2006 годах. Главным индикатором изменения макроэкономической политики является, конечно, динамика денежной массы. - «Объективные» внешние причины, какими бы серьезными они ни были, не объясняют масштабов российского инфляционного кризиса. Масштабы инфляционного кризиса можно объяснить только субъективным фактором – качеством проводимой макроэкономической политики. - Без занятия той или иной политической позиции мы должны разделить объективный и субъективный факторы. Мы должны различать разные периоды действия этих администраций. Мы должны различать разные направления их деятельности: макроэкономическая политика, структурная политика и политика, называемая институциональной. Действия по каждому из этих направлений в разное время были разными. И, соответственно, их вклад в общий успех или общий провал был разным. - Russia is at 13th place among 161 countries by budget balance as % of GDP in 1999-2006, but it is only at 133rd place among 146 countries by non-oil & non-gas budget balance as % of GDP in 2006. Свобода – удивительная вещь. Экономическая, политическая, интеллектуальная свобода, ненасильственная конкуренция равных перед законом граждан способны создавать такие богатства и совершать такие чудеса, в возможность которых почти невозможно поверить. И которые – как ни старайся – не могут обеспечить ни нефтяные и газовые богатства, ни ядерно-баллистическое чудо-оружие, ни монополия на инфраструктуру, информацию, власть, ни избирательное насилие, ни массовый террор. Рабство – экономическое, политическое, интеллектуальное – независимо от технологического уровня страны, размеров валютных резервов, возможностей шантажа своих граждан и соседей – как было менее продуктивным и исторически обреченным, так и осталось. - Фридман – выдающийся ученый. Наряду с Фридрихом фон Хайеком и Людвигом фон Мизесом он входит в число наиболее крупных экономистов 20 столетия. Пожалуй, именно эти три человека во многом сформировали то, что сегодня называется современной экономической наукой, то, что сегодня признано в качестве уникального вклада экономической науки в современную человеческую цивилизацию. • Размеры государства и экономический рост ('pdf' 503 kb) - Существует ли устойчивая связь между размерами государства и темпами экономического роста? Является ли эта связь линейной? Если да, то каков ее знак? Если нет, то какова форма этой связи? Каковы ее особенности в различных условиях? Существует ли оптимальный с точки зрения максимизации темпов экономического роста размер государства? Если да, то какова его величина? Какие рекомендации для органов государственной власти относительно желаемых (оптимальных) размеров государства можно сформулировать? ...Завышенный валютный курс отрицательно влияет на темпы экономического роста. Степень переоценки реального валютного курса можно оценить по размерам отклонения его фактических значений от значений, соответствующих уровню экономического развития страны. Реальный курс российского рубля в настоящее время является завышенным. Его рост в 1999-2001 гг. происходил темпами, существенно опережающими темпы прироста производительности труда в российской экономике. Сохранение в дальнейшем подобных темпов повышения реального валютного курса неизбежно приведет к замедлению экономического роста и в конечном счете – к его прекращению... - Управление государственным внешним долгом в последние годы оказалось в центре отечественной экономической дискуссии. Причиной этого является стремительный рост абсолютных и относительных размеров внешнего долга в течение двух десятилетий. Увеличение внешнего долга сопровождалось взрывным ростом платежей по его обслуживанию и погашению, неспособность осуществлять которые дважды приводила к национальным дефолтам... ...Продолжение политики бюджетного популизма, очередным подтверждением чего служат предварительные данные об исполнении бюджетов в I квартале 2001 г., может привести к разрушительным последствиям. Сложившаяся устойчивая зависимость внутрироссийской макроэкономической ситуации от конъюнктуры мирового рынка предъявляет национальным властям особые требования по проведению эффективной экономической политики. Среди ее инструментов, в наибольшей степени способных смягчать давление огромного положительного сальдо торгового баланса на реальный валютный курс, наиболее естественными, разумными и эффективными выступают обслуживание и погашение государственного внешнего долга, причем не только по ранее согласованному графику, но и с его опережением... - Главная причина возможного валютного кризиса в России - несоответствие валютных активов денежных властей их рублевым обязательствам - была названа нами два года назад. Одновременно были сформулированы меры, которые могли бы предотвратить валютный кризис или по крайней мере смягчить его течение и последствия. Тем не менее эти предупреждения и рекомендации не были восприняты властями, которые своими практическими действиями лишь обостряли течение кризиса и усугубляли его последствия. Однако даже после того, как кризис произошел, его адекватная характеристика как кризиса прежде всего валютного была дана лишь в нескольких работах... - Продолжающаяся уже более года дискуссия о природе российского финансового кризиса, кульминационная стадия которого пришлась на август 1998 г., отчетливо демонстрирует, что действительные причины тяжелейшего катаклизма, потрясшего экономику России, в большой степени по прежнему остаются не понятыми ни властями, ни частью научной общественности. - В предыдущей статье анализировался вклад бюджетной политики, проводившейся в течение 1992-1998 гг., в развитие российского финансового кризиса. Однако, как уже отмечалось, бюджетная политика была далеко не единственным фактором, приведшим страну к финансовому кризису. Другим, не менее важным фактором российского кризиса стала денежно-кредитная и валютная политика Центрального банка. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей именно этой политики, а также осуществления программы, согласованной российскими властями и МВФ в июле 1998 г. ...Заметно усугубил течение финансового кризиса целый ряд конкретных действий, предпринятых летом 1998 г. влиятельными российскими бизнесменами и чиновниками. Наконец, весьма негативным оказалось и воздействие последней программы Международного валютного фонда, попытка осуществления которой значительно увеличила масштабы и осложнила долгосрочные последствия российского кризиса. В данной статье рассматривается вклад одного из основных авторов в сценарий российской финансовой драмы - правительства РФ... - Как обеспечить ускорение российского экономического развития, как добиться того, чтобы темпы роста экономики были бы не только высокими, но и устойчивыми, какая политика может этому способствовать? При решении российских проблем весьма полезным может оказаться опыт других стран, в том числе тех, которые в течение длительного времени развиваются быстро и стабильно. Среди стран, сумевших продемонстрировать в последнее время чудо экономического роста, особое место занимает континентальный Китай... - Природа инфляции в пореформенной России долгое время находилась в центре российской экономической дискуссии. После многолетнего и на редкость болезненного для всего общества инфляционного опыта, после неоднократных теоретических разъяснений и публикаций вопрос этот кажется вполне ясным - инфляция имеет денежную природу. Ни один из многочисленных так называемых неденежных факторов инфляции, на которые часто ссылались в 1992-1994 гг., не нашел фактического подтверждения. - Настоящая статья посвящена эмпирическому анализу зависимости темпов экономического роста от темпов инфляции на основе международных и национальных исторических сопоставлений, выполненных в Институте экономического анализа. Статистической базой для расчетов послужили публикации международных организаций - ООН, МВФ, Всемирного банка, ОЭСР, Госкомстата СНГ, а также национальных статистических органов ряда стран мира, включая Госкомстат России. - Мировая инфляция представляет собой денежное явление. Денежные факторы и прежде всего денежная масса, а также скорость ее обращения являются важнейшими факторами, предопределяющими динамику инфляции. - В российской дискуссии по вопросам экономической политики в последние месяцы весьма распространенной стала точка зрения, согласно которой новый виток кризиса в стране объясняют нехваткой денег в экономическом обороте, поэтому в качестве средства его преодоления рекомендуется применение инструмента денежной эмиссии... - Нынешнее бремя государственных расходов отечественная экономика выдержать не в состоянии. Для того чтобы вырваться из тисков экономического кризиса, обеспечить начало экономического роста, есть практически единственное средство - сокращение государственных расходов, снижение государственного потребления, сужение сферы деятельности государства. И анализ текущей экономической ситуации в России, и международные сопоставления свидетельствуют, что нынешний объем государственных расходов должен быть сокращен... - В результате реформ 1992-1996 гг. в России создана рыночная экономика. Можно говорить о том, насколько она несовершенна, насколько отличается от наилучших мировых образцов. Можно отмечать многочисленные недостатки российского рынка, которые действительно серьезны и многообразны. Можно обращать внимание на сохраняющееся наследие предыдущей экономической системы. Все это верно. Тем не менее факт остается фактом - рыночная экономика в России, несомненно, уже существует. - Валютная политика Центрального банка, направленная в первые четыре месяца 1995 г. на снижение курса рубля, а в оставшиеся месяцы года - на удержание его на заниженном уровне, способствовала накоплению денежными властями значительных валютных резервов. Их наращивание сопровождалось быстрым увеличением денежной массы и повышением скорости ее обращения, что привело к поддержанию более высоких, чем ожидалось, темпов инфляции. Дополнительная денежная эмиссия, вызванная накоплением валютных резервов, сделала невозможным наступление финансовой стабилизации в 1995 г. Шанс на ее достижение был упущен. - Высокая инфляция в постсоветских государствах в 1991-1995 гг. была вызвана существенным ослаблением денежной политики, увеличением бюджетных дефицитов, финансировавшихся из эмиссионных источников, падением спроса на национальную валюту, бегством от нее, повышением скорости денежного обращения. В разных странах в эти годы применялись неодинаковые меры экономической политики, в результате чего были достигнуты и весьма различные результаты. - В течение четырех последних лет в СССР и в России было предпринято несколько попыток подавления инфляции и достижения финансовой стабилизации. Несмотря на временное улучшение макроэкономических показателей, ни одна из таких попыток не завершилась окончательным успехом. Какие причины вынуждали правительство прибегать к стабилизационной политике? Что удавалось, а что не удавалось сделать? Какие ошибки при этом были допущены? Какие уроки следует извлечь? ...Видимо, правительство и ЦБ провели подобный анализ и в конце апреля было принято решение о переходе к стабилизации валютного курса. Очевидно, в ближайшие 4-6 месяцев (а если жесткая денежная политика будет продолжаться, то и до конца года) валютный курс не будет сильно отличаться от нынешнего уровня... - Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, обесценивает сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Инфляция подрывает социально-политическую стабильность общества, способствуя развитию в нем популистских, авторитарных, диктаторских тенденций. Для России последних лет высокая инфляция является, безусловно, экономической проблемой номер один. ...Хороший бюджетный дефицит - это нулевой дефицит. Хорошая инфляция - это 1-2% не в месяц, а в год. Хорошие субсидии, дотации, квоты, лицензии, льготы - это их отсутствие. Новый этап экономических реформ - не пропагандистская кампания, рекламирующая благие пожелания и обещания правительства, в которые оно само не вполне верит, а неизбежная реализация шоковой программы. И эта программа в России раньше или позже будет осуществлена. - За последние несколько лет внешняя торговля России претерпела существенные изменения в отношении как ее участников и механизма, так и динамики объемов, географической и товарной структур.В данной статье поставлена цель показать важнейшие изменения в российской внешней торговле в 1992-1993 гг. - С начала 1994 г. разногласия по вопросам экономической политики между представителями формально единой до того времени правительственной команды стали публичными и политическими. Е.Гайдар, Б.Федоров и некоторые другие члены команды реформаторов покинули правительство, возглавляемое В.Черномырдиным, и заняли позиции его конструктивных оппонентов в Государственной думе. У оставшихся членов правительства и у его либеральных оппонентов при наличии среди них известных оттенков в мнениях налицо два достаточно четко сформировавшихся подхода к экономической политике, две позиции по большинству общественно значимых проблем, два различных понимания будущего российской экономики и всего российского общества. |
|||
|