|
независимые исследования российской экономики |
Найти |
Союз "Либеральная Хартия"
|
- Что мешает повторить грузинский пример? Ничего, если государство нацелено на сотрудничество с гражданами, на предоставление им качественных услуг. Более того, чтобы повторить реформу упрощенного взаимодействия государства с населением не нужно ни масштабных комплексных перестановок, ни кардинального пересмотра всей системы, даже, не побоюсь этого, не нужно политической воли на самом верху. - Восьмилетний процесс экономического, политического, правового реформирования, можно обозначить одним термином — «прощание с совком». Прощание с советской властью, прощание с советским образом жизни, прощание с советской экономикой, прощание с советским менталитетом... - Разговоры о размере страны как о препятствии при проведении реформ — это перенос акцента с необходимости изменений на их мнимую невозможность. - Принципы просты и всеобщи: убрать неработающие механизмы и избыточные функции; предложить четкие критерии функционирования новых органов и подбора новых кадров; контролировать соблюдение выполнения закона на всех ступенях; сделать легальным то, что не наносит вреда; упростить и минимизировать взаимоотношения гражданина с государственными органами. Но главное — борьбу с коррупцией необходимо вести содержательно и по всем фронтам одновременно – Когда мы говорим о стране, где цивилизованные правила игры, государство работает для гражданина, а полиции можно не бояться, мы представляем себе США или Европу. Это далеко и вроде не про нас. Принято считать, что у русских другая ментальность, культура, тяжелая страна и родовые травмы капитализма. Но пример Грузии показал, что в близкой к нам стране – и культурно, и исторически – возможно добиться этих самых цивилизованных правил, причем, за ограниченный период времени. Что буквально за пять лет можно кардинально изменить жизнь страны. - Концепция «нефтяного проклятья» и шире «ресурсного проклятья» очень живучая, хотя однозначно не выводимая из эмпирических наблюдений за разными странами в разные периоды. Возможность проведения реформ в большей степени определяется мировоззрением и волей лиц, принимающих решение. А нефтью мировоззрение и воля не определяются, но проверяются. - Страны такие разные, может ли грузинский опыт быть востребован в России не только в частностях, но и по существу? Опыт Грузии заключается в движении к экономической свободе и в понимании, что главный вопрос реформ — это не «что?», а «как?». Важен не конкретный алгоритм действий, а направление движения. - Какой главный принцип этих реформ? Главный подход в том, что изменяется все комплексно. Перенять оттуда механизмы, понять, как они работают, понять, что они приводят к результату, применить их здесь – вот то, о чем мы говорим. - Что же там было сделано, стоит ли нам обращать внимание на успешность, и стоит ли нам быть против этих успешных грузинских реформ? - Книга посвящена основным реформам, которые пришлись на 2004-07 гг. Я описала три, на мой взгляд, главных грузинских урока: дебюрократизации, приватизации и либерализации. Но и сегодня Грузия продолжает углублять рыночные реформы. И экономика Грузии, кстати, восстанавливается после глобального кризиса гораздо быстрее, чем у многих ее постсоветских соседей. - Сейчас государство более инициативное, потому что все молодые и талантливые собрались там, в кабинетах. - В чем причины интереса к грузинской теме? - Главный результат реформ, начавшихся в 2004 году, состоит в том, что Грузия перестала быть советским государством. - Как реформы, проводимые в Грузии, влияют на положение в России? - Открывает презентацию глава администрации университета профессор Серго Ратиани, участвует Андрей Илларионов, ведущий - профессор Олег Панфилов. - Почему у Грузии получилось? - Российские власти до сих пор пытаются придумать, как бы проводить изменения, ничего при этом не меняя. - То, что произошло в Грузии, не было калькой с какой-то другой страны, с какого-то другого времени. Грузинские реформаторы делали то, что нужно Грузии сейчас и так, как они считали это нужным. - Решение о реформах или об экономической политике принимается не тогда, когда это необходимо, а тогда, когда власть или соответствующие лица понимают, что это необходимо сделать. - Правда ли, что в Грузии получить водительские права и зарегистрировать компанию можно меньше чем за полчаса? Почему ликвидация контролирующих органов и отмена многих разрешений в строительстве не привела к массовым разрушениям домов или пищевым отравлениям? Куда исчезли все воры в законе, которыми Грузия была известна еще с советских времен? Каким образом удалось избавиться от очередей, бюрократии и коррупции в учреждениях? К сожалению, жители России в массе плохо представляют себе, что происходит в этой некогда братской республике. Виной тому не только сложившиеся отношения между нашими странами, но и отсутствие достоверных сведений о нынешней Грузии. Российский экономист Лариса Буракова, которая не раз была в этой стране и встречалась с авторами реформ и их оппонентами, описывает произошедшие здесь за последнее время перемены и восполняет этот информационный пробел. - Главные факторы успеха грузинских реформ – это политическая воля на самом верху и образованные люди, реализовавшие свой потенциал на практике. - На разработку особой схемы реформаторам пришлось пойти из-за того, что частные инвесторы были не очень заинтересованы входить в отрасль, где издержки велики, а платежеспособный спрос мал. - Происходит полная перемена концепций взаимодействия государства с гражданином, когда не государство является главным, а центром становится гражданин. - Хотя либеральная экономико-политическая система, созданная в Грузии в результате реформ последнего времени, по-прежнему еще весьма далека до лучших мировых образцов, она уже сегодня демонстрирует существенно более высокую экономическую эффективность, чем нынешняя российская. - «Получилось» – это когда в страну поедут иностранцы. Вот и критерий. - Критерием оценки успеха той или иной модели экономико-политической системы может быть изменение демографических и инвестиционных показателей. - Одним из критериев оценки может служить динамика доходов граждан, например, величины средней заработной платы. |
|||
|