независимые исследования российской экономики

Найти

НА ГЛАВНУЮ ОБ ИНСТИТУТЕ ПУБЛИКАЦИИ ВЫСТУПЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

МАКРОЭКОНОМИКА

КОРПОРАТИВИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ГРУППА ВОСЬМИ (G8)

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ

ГРУЗИНСКИЕ РЕФОРМЫ

Блог Андрея Илларионова

 

 

 

    

      

 

Союз "Либеральная Хартия"

горизонты промышленной      политики                                         

ИРИСЭН

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

Формула процветания

   На протяжении всей своей истории человечество ищет формулу процветания. К «хорошей жизни» с самого своего рождения стремится каждый человек. Именно ее — «хорошую жизнь» — в качестве своей цели провозглашают и обещают гражданам политики, депутаты, министры, президенты почти во всех странах и почти у всех народов.
   Однако понятие «хорошей жизни» субъективно, хотя можно выделить общепринятые составляющие. Материальная база «хорошей жизни» — высокий уровень благосостояния. Кроме того, далеко не последнюю роль играют достойная работа, хорошее здоровье, качественное образование, благоприятная окружающая среда, гарантии прав человека, равные возможности, мир и безопасность. Практически любой из названных показателей можно измерить. Так, скажем, здоровье непосредственно связано с продолжительностью жизни или уровнем младенческой смертности. Если взять в качестве критерия богатства той или иной страны такой показатель, как ВВП на душу населения, и разбить эти страны на 10 групп, несложно заметить, что в богатых странах люди живут в среднем на четверть века дольше, чем в беднейших. Младенческая смертность в богатых странах на порядок — более чем в 10 раз — ниже. В богатых странах, в отличие от бедных, население имеет доступ не только к медицинскому обеспечению или образованию, но и к такому жизненно важному ресурсу, как питьевая вода. С некоторых пор ООН рассчитывает индекс человеческого развития, в который включается большинство из перечисленных критериев. Статистика подтверждает прямую корреляцию между этим индексом и уровнем ВВП на душу населения.

   Экономическая свобода и ВВП
   Высокий уровень благосостояния обеспечивается прежде всего экономическим ростом. Классические экономические школы ставят уровень ВВП в зависимость от наличия трех видов ресурсов: природных, трудовых и финансовых (капитал). Однако подобный подход не объясняет, почему одни страны, чрезвычайно богатые природными и трудовыми ресурсами, не способны обеспечить даже среднемирового уровня ВВП на душу населения, а другие, лишенные подобных, природой данных преимуществ, находятся на вершине списка. Что же касается финансовых ресурсов, в условиях глобализации и свободного перемещения капитала доступ к ним может получить практически любая экономика.



   Выясняется, что гораздо большую роль играет экономическая модель, принятая в той или иной стране. Проще говоря, уровень благосостояния, который отражает ВВП на душу населения, зависит от того, насколько экономически свободным является общество. Подобно тому как понятие «хорошая жизнь» можно разделить на составные части, можно вычленить и элементы экономической свободы. Это свобода производить, торговать, сберегать и инвестировать; свобода пользоваться различными денежными инструментами и валютами; свобода граждан от конфискации собственности государством, от государственного произвола, равно как и от криминального насилия.



   Высокому уровню экономической свободы соответствуют низкие налоги, ограниченные размеры нерыночного сектора,включающего в себя не только государственные предприятия, но и монополии, а также ограниченные масштабы государственного регулирования. Не менее важно обеспечение равных условий ведения бизнеса, стабильности покупательной способности национальных денег, а также гарантия прав собственности и исполнения контрактов. Наконец, экономическая свобода означает свободу заключения контрактов внутри страны и с зарубежными партнерами.


   Все эти факторы учитываются в существующем с 1974 года индексе экономической свободы, который вычисляется ежегодно по большинству стран. Разбив государства на пять категорий в зависимости от значения индекса и сопоставив полученные группы по уровню ВВП на душу населения по ППС (паритету покупательной способности), несложно заметить, что 20% самых экономически свободных стран (верхний квинтиль) в 10 с лишним раз богаче, чем 20% наименее экономически свободных государств (нижний квинтиль). И разрыв этот год от года увеличивается, поскольку экономическая свобода обеспечивает более высокие темпы роста ВВП. Если государства верхнего квинтиля способны обеспечить ежегодный  экономический рост в среднем на уровне 2,5%, то в нижнем квинтиле наблюдается только 0,6% в год. Стоит ли удивляться, что практически по всем составным частям «хорошей жизни» наиболее экономически свободные страны держат пальму первенства.

   Не выдерживает критики и тезис о том, что страны, где более развито государственное регулирование и государственный сектор занимает более значительное место в экономике, обеспечивают более «справедливое» распределение ресурсов и, несмотря на более низкий общий уровень благосостояния, гарантируют достойное существование подавляющему большинству граждан, тогда как в экономически свободных странах этого нет. В реальности уровень бедности в несвободных странах (37,4% населения) значительно выше, чем в свободных (15,7%).


   Политическая свобода и ВВП
   Для кратко- и среднесрочного успеха экономическая свобода абсолютно необходима, однако, как показывают результаты сопоставления долгосрочных данных, одной ее недостаточно. Долгосрочные гарантии успеха обеспечивает политическая свобода. Политически свободные страны богаче, чем политически несвободные, экономический рост в них выше, а переход от политической свободы к политической несвободе ведет к экономической деградации. Переход же от несвободы к политической свободе, напротив, ускоряет экономический рост. Более того, политическая несвобода создает непреодолимый барьер для экономического роста. В странах, перешедших от политической свободы к политической несвободе, ВВП на душу населения не превышает 15 тыс. долл. по ППС в ценах 2002 года.

   Материальная база «хорошей жизни» — высокий уровень благосостояния, достойная работа, хорошее здоровье, качественное образование, благоприятная окружающая среда, гарантии прав человека, мир и безопасность.

   Этот барьер существует даже для купающихся в ресурсах стран — экспортеров энергии, являющихся политически несвободными, таких как Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Саудовская Аравия. В то же время для политически свободных экспортеров нефти такого барьера не существует.

   Разные политические институты по-разному защищают политическую свободу и по-разному воздействуют на экономический рост. Возникает вопрос, какая политическая система наилучшим образом способствует экономическому росту — «сильная» или «слабая».

   Более быстрому экономическому росту в долгосрочной перспективе содействуют такие политические институты, как парламентская форма правления по сравнению с президентской, германо-скандинавская система права по сравнению с французской, политическая конкуренция по сравнению с политической монополизацией, федерализм по сравнению с централизацией, политические и гражданские свободы по сравнению с их отсутствием, большое количество сдержек и противовесов по сравнению с их недостатком или отсутствием. В долгосрочной перспективе «слабая» («легитимная») политическая система оказывается более эффективной, чем «сильная» («решительная»).

   Опубликовано в журнале «Большой бизнес»




Вернуться к списку


105062, Москва, Лялин переулок, дом 11-13/1, стр. 3, помещение I, комната 15   Тел. +7(916)624-4375    e-mail: iea@iea.ru

© ИЭА