независимые исследования российской экономики

Найти

НА ГЛАВНУЮ ОБ ИНСТИТУТЕ ПУБЛИКАЦИИ ВЫСТУПЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

МАКРОЭКОНОМИКА

КОРПОРАТИВИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ГРУППА ВОСЬМИ (G8)

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ

ГРУЗИНСКИЕ РЕФОРМЫ

Блог Андрея Илларионова

 

 

 

    

      

 

Союз "Либеральная Хартия"

горизонты промышленной      политики                                         

ИРИСЭН

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

Заявление Союза «Либеральная Хартия» о финансовом кризисе в России.
Москва, 27 октября 2008 г.


   Союз «Либеральная Хартия» выражает принципиальное несогласие с мерами, принимаемыми российскими властями в условиях финансового кризиса, и формулирует принципы финансовой политики, которым должна следовать ответственная перед российскими гражданами власть

   1. Сегодняшний финансовый кризис в России имеет внешние и внутренние причины. Важнейшей внешней причиной этого кризиса является устройство мировой денежно-кредитной системы, порождающей циклически сменяющиеся фазы бумов и крахов. Такую нестабильность создают прежде всего современные деньги, которые власти могут выпускать в любых количествах, в сочетании с обширным набором государственных привилегий и гарантий, предоставляемых коммерческим банкам. Поддерживаемые на искусственно низком уровне процентные ставки и государственные гарантии стимулируют рост кредитов, необеспеченных реальными сбережениями, снижение ответственности кредиторов и заёмщиков, падение надёжности финансовых активов.


   Основным виновником мирового финансового кризиса стали денежные власти США и европейских стран, проводившие в последние годы политику т.н. «дешевых» денег. Свою долю ответственности за распространение и обострение кризиса несут власти и других стран, в т.ч. и России. Поощрение правительствами кредитной экспансии привело к массированным вложениям в излишне рискованные, неэффективные, неокупаемые проекты. Созданная властями иллюзия доступности инвестиционных ресурсов привела к снижению качества выдаваемых кредитов и приобретаемых ценных бумаг, в результате чего многие банки оказались неспособны отвечать по своим обязательствам перед вкладчиками.


   2. Российские власти внесли свой вклад в формирование финансового «пузыря» в нашей стране. Благодаря своему привилегированному статусу государственные и полугосударственные банки и компании осуществляли обширные заимствования на внешних и внутренних рынках. При этом краткосрочные заимствования использовались как для долгосрочных вложений, так и для финансирования безудержно наращиваемых текущих расходов. Исчезновение дешёвых кредитов разрушило такие финансовые «пирамиды». Падение цен на акции, заложенные частными и полугосударственными компаниями в обеспечение полученных кредитов, поставило эти компании перед угрозой их перехода в руки кредиторов, в том числе иностранных. Угроза наказания компаний за безответственную политику заимствований стала инструментом их давления на власти и основанием перевода их колоссальных накопленных долгов на государственный бюджет.


   3. Ошибки банков и предприятий, спровоцированные государственным вмешательством, в настоящее время в значительной степени необратимы, и серьезных проблем избежать уже нельзя. Экономика должна пройти период исправления этих ошибок.


   4. В настоящее время главную опасность для мировой и российской экономики представляют так называемые «антикризисные программы» правительств, прикрываемые демагогическими заявлениями о том, что в нынешнем кризисе якобы виноват «свободный рынок». Государственное вмешательство, препятствующее отбраковке неэффективных инвестиционных проектов, мешающее пересмотру ошибочных решений и откладывающее банкротство безответственных бизнесов, углубляет и продлевает финансовый кризис, превращает неизбежный краткосрочный экономический спад в длительную депрессию. Именно противодействие рыночным процессам приводило в мировой истории к таким тяжелейшим последствиям, как Великая депрессия в США в 1929-33 годах, превращение Великобритании в «больного человека Европы» в 1961-79 годах, стагнация в Японии в 1991–2004 годах.


   5. Союз «Либеральная Хартия» выражает принципиальное несогласие с уже осуществляемыми действиями и заявленными намерениями российских властей – президента, парламента, правительства, Банка России. Их планы бесконтрольного вмешательства в экономику страны являются, среди прочего, следствием игнорирования норм правового государства, действующего законодательства, уничтожения принципа разделения властей, ликвидации демократических институтов, ответственных перед гражданами.


   Мы считаем неверными объявленные меры по использованию общегосударственных ресурсов, находящихся под управлением правительства и Банка России, для финансирования безответственных заёмщиков, для поддержки банков и биржевых игроков, рисковавших деньгами клиентов, а также для приобретения акций тех компаний, которым выразил недоверие рынок. Эти меры приведут к растрате общенациональных золотовалютных резервов, обеспечивающих ценность и свободную конвертируемость российского рубля. Их неизбежным результатов станет рост цен, которым население страны оплатит выгоды, полученные в основном бизнесменами и менеджерами, приближенными к власти. Концентрация в руках чиновников и их «ближнего круга» финансовых ресурсов нацелена на дальнейшую монополизацию собственности и власти в нашей стране.


   6. Финансовая политика властей, ответственных перед российскими гражданами, в условиях кризиса должна быть основана на следующих принципах:


   - Неизменность курса рубля относительно объявленной заранее валютной корзины из доллара и евро. Гарантия неприкосновенности 100% обеспечения выпущенных рублей золотовалютными резервами Банка России. Продолжение ответственной денежной политики, диктуемое базовыми принципами уважения прав собственности и соблюдения своих обязательств, даже если такие обязательства не были закреплены формально.


   - Сохранение бездефицитного бюджета, в котором расходы не превышают доходы, недопустимость увеличения государственного долга. В период неизбежного экономического застоя снижение государственных расходов должно происходить пропорционально падению государственных доходов.


   - Установление прозрачных механизмов распределения возможной поддержки из средств государственного бюджета и специальных фондов. Исключение возможности направления этих средств привилегированным банкам и компаниям. Основными способами использования излишков бюджетных средств, накопленных в специальных фондах, должны стать либо возврат ранее уплаченных налогов, либо снижение будущих налогов.


   - Направление средств из бюджета и специальных фондов коммерческим банкам в исключительных случаях и только через механизм возврата денег вкладчикам (т.н. «монетизация обязательств банков»). Банки, в отношении которых применяется данная мера, в обязательном порядке подвергаются процедуре банкротства, при этом обеспечиваются эффективное противодействие уводу активов собственниками, открытая и прозрачная распродажа всех активов с направлением выручки в государственный бюджет. Недопустимость наращивания участия государства в капитале банковской системы.


   - Недопустимость использования бюджетных средств для спасения обанкротившихся компаний. Недопустимость увеличения прямого или косвенного государственного контроля над реальным сектором экономики. Наказание безответственных собственников и менеджеров путем перевода заложенных акций обанкротившихся российских компаний их кредиторам – независимо от их гражданства или страны регистрации. Проведение продаж имущества банкротов исключительно на открытых и прозрачных торгах.


   - Сокращение государственного вмешательства в деятельность финансового сектора. Реорганизация системы регулирования финансовых рынков на принципах конкуренции и свободы предпринимательства.


   - Проведение реформы системы регулирования в денежной сфере. Сохранение за Банком России задачи поддержания ценности рубля при прекращении дополнительных полномочий, предоставленных ему в рамках так называемых «антикризисных мер». Передача функций банковского надзора отдельному органу в составе правительства. Ликвидация привилегий коммерческих банков, вытекающих из совмещения Банком России функций «печатания» рублей и регулирования банковской системы.


   7. Союз «Либеральная Хартия» обращает внимание на то, что следствием осуществляемых сегодня властями так называемых «антикризисных программ» станет углубление и расширение финансового кризиса, переход краткосрочного экономического спада в длительную экономическую депрессию. Консервация ошибок, совершённых на стадии экономического бума, продолжение политики стимулирования рискованных кредитов, растрата общественных ресурсов на ложные цели неизбежно ведут к тяжелейшим финансовым, экономическим, социальным последствиям. У России нет необходимости повторять ошибки, совершаемые не в первый раз властями США, Евросоюза, других стран.


   Залог конкурентоспособности и долгосрочного успеха российской экономики, всего российского общества – это свобода предпринимательской деятельности российских граждан при уважении государством прав собственности и проведении властями ответственной, последовательной и этичной экономической политики.

Размещено: Союз «Либеральная Хартия» и Институт экономического анализа
Комментарии по тел.: 8-903-555-777-9

Вернуться к списку


105062, Москва, Лялин переулок, дом 11-13/1, стр. 3, помещение I, комната 15   Тел. +7(916)624-4375    e-mail: iea@iea.ru

© ИЭА