независимые исследования российской экономики

Найти

НА ГЛАВНУЮ ОБ ИНСТИТУТЕ ПУБЛИКАЦИИ ВЫСТУПЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

МАКРОЭКОНОМИКА

КОРПОРАТИВИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ГРУППА ВОСЬМИ (G8)

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ

ГРУЗИНСКИЕ РЕФОРМЫ

Блог Андрея Илларионова

 

 

 

    

      

 

Союз "Либеральная Хартия"

горизонты промышленной      политики                                         

ИРИСЭН

 

ГРУЗИНСКИЕ РЕФОРМЫ

Реформы в большой стране
Ведомости, 16 апреля 2012 г.
Лариса Буракова


   Есть много примеров быстрых радикальных трансформаций, среди них Сингапур, Эстония, Грузия. Насколько опыт маленьких стран может быть применим в России?

   Обсуждение возможных институциональных изменений постоянно упирается в аргумент о размерах страны: Россия большая, а потому реформы идут медленно, незаметно, а часть из них и вовсе нереализуема. Однако, во-первых, реформы в России необходимы вне зависимости от размеров страны. Проводить их надо, и проводиться они рано или поздно будут. А во-вторых, такая логика противоречит фактам.

   Да, размер экономики имеет значение для показателя коррумпированности. Это становится ясно при анализе индекса восприятия коррупции Transparency International. Но соотношение прямо противоположно расхожему мнению. На самом деле чем больше экономика, тем ниже в ней уровень коррупции. Просто Россия очень резко отклоняется от основного тренда. Настолько резко, что оказывается безусловным лидером отклонения от мировой траектории. За Россией в списке стран, где коррупция выше ожидаемой при соответствующем размере ВВП, следуют Иран, Ирак, Мьянма, Венесуэла, Судан, Узбекистан, Пакистан, Афганистан, Ангола.

   В большой стране сложнее развиться системе личных связей, формирующей коррупцию, больше способов стороннего контроля, процентное отношение властной элиты к населению существенно меньше. Именно поэтому ошибочными были слова Дмитрия Медведева во время встречи со студентами журфака в конце января: «…у нас не маленькая страна, у нас огромная страна <...> невозможно уволить всех сотрудников полиции и нанять новых, как это сделали в некоторых сопредельных странах». В Грузии, где именно таким способом была проведена реформа полиции, на 10 000 жителей приходилось 35 гаишников, в России — семь (исходя из имеющихся данных о численности сотрудников ГИБДД в 100 000: соответствующей официальной открытой статистики попросту нет).

   В большой стране больше людей, значит, больше возможностей выбора. Люди — ключевой фактор успеха при проведении реформ. В этой связи часто говорят о необходимости западного образования, но это не главное. Программа «Глобальное образование» не изменит систему. Западное образование лишь приложение. Главное — порядочные, амбициозные, нацеленные на результат люди. Изменение подходов к формированию госаппарата позволяет таким людям проявиться и реализоваться.

   В большой стране больше ресурсов для проведения изменений. Особенно в России с ее нефтегазовым грантом. Реформы не происходят благодаря внешней помощи. Такая поддержка может оказаться необходимой и полезной, но точно не решающей. Мировое сообщество оказывает помощь 138 развивающимся странам, успешные реформы проводятся единицами. Более того, зависимость между объемами помощи и темпами экономического роста отрицательная, многие африканские страны — яркое тому подтверждение. Финансирование реформ — это внутренняя задача, справиться с которой помогает контроль коррупции, высвобождение средств за счет оптимизации государственного сектора, приватизация, создание благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечение инвестиций.

   Часто приходится слышать предложения использовать опыт специальных экономических зон Китая, поднявшего экономику за счет радикальных изменений в отдельных регионах, а не во всей стране. Этот опыт мало применим для России. Во-первых, в России уже существует 19 особых экономических зон, не демонстрирующих жизнеспособности модели в сложившейся системе. Во-вторых, в очерченных географических границах можно проводить лишь экономические изменения, но не институциональные. Сегодняшняя Россия как раз и есть результат развития экономики без правопорядка и политических изменений.

   Размер страны не помешал российскому руководству уже позаимствовать успешные практики у небольшой страны. В 2009 г. был разрешен «импорт» техрегламентов, т. е. в России стало возможным применение лучших мировых стандартов в уведомительном порядке, что почти за четыре года до этого было сделано в Грузии. В 2011 г. была, хотя бы частично, отменена необходимость прохождения техосмотра автомобилей, что было реализовано в Грузии в полной мере в числе самых первых инициатив послереволюционного руководства.

   Вероятно, точно таким же образом размер страны не окажется препятствием для облегчения процедуры регистрации бизнеса, регистрации недвижимости или выдачи государственных справок, включая паспорта. В этот же список можно добавить отмену трудовой книжки (ее нет ни в одной другой стране мира), упрощение оплаты налогов, облегчение взаимодействия с госорганами и много других процедур, существенно упрощающих жизнь населения и не противоречащих «национальным интересам».

   Разговоры о размере страны как о препятствии при проведении реформ — это перенос акцента с необходимости изменений на их мнимую невозможность. Обреченности нет. Есть только нежелание властей и неподготовленность гражданского сектора.


Вернуться к списку


105062, Москва, Лялин переулок, дом 11-13/1, стр. 3, помещение I, комната 15   Тел. +7(916)624-4375    e-mail: iea@iea.ru

© ИЭА