независимые исследования российской экономики

Найти

НА ГЛАВНУЮ ОБ ИНСТИТУТЕ ПУБЛИКАЦИИ ВЫСТУПЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

МАКРОЭКОНОМИКА

КОРПОРАТИВИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ГРУППА ВОСЬМИ (G8)

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ

ГРУЗИНСКИЕ РЕФОРМЫ

Блог Андрея Илларионова

 

 

 

    

      

 

Союз "Либеральная Хартия"

горизонты промышленной      политики                                         

ИРИСЭН

 

КОРПОРАТИВИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Разморозка или застой?

Радио Свобода, 13 июля 2009 г

   Михаил Соколов: Ключевым фактором возможных политических перемен в России остается развивающийся в стране экономический кризис, более мощный, чем в 1998 году.

   Как долго он может продлиться и как реагирует на него власть? – об этом я беседовал с Президентом Института экономического анализа Андреем Илларионовым.

   Есть некоторые признаки новых оценок ситуации властью. С одной стороны – это изменение прогноза Министерства экономического развития на пару пунктов в сторону ухудшения, с другой стороны – премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин посоветовал банкирам, пока они не прокредитуют промышленность, в отпуск не ходить.

   Что можно ждать в экономике при таких реакциях и таких оценках?

   Андрей Илларионов: Все-таки самое главное – это не только и не столько реакция представителей властей, на меняющуюся ситуацию, сколько сама меняющаяся ситуация. По тем данным, которые у нас есть, после некоторой стабилизации ситуации в марте и апреле в мае возобновился промышленный спад. Судя по всему, по предварительным данным, в июне он продолжается. Иными словами, та дискуссия, которая шла о форме экономического спада, будет ли u или латинское w, решился в пользу w, точнее, даже не w, а такого тройного v. Это третий спад и, судя по всему, этот спад будет достаточно…, по крайней мере, он продолжается и достаточно остро.

   Те меры, о которых вы упомянули, конечно, не в состоянии никоим образом повлиять на реальную динамику экономической активности, она создает лишь иллюзию некоей деятельности власти и это говорит лишь о том, что в течение летних месяцев скорее всего ситуация будет постепенно ухудшаться.

   Михаил Соколов:   В какой степени?

   Андрей Илларионов: Это нельзя сейчас сказать, поскольку, как мы неоднократно говорили, нынешний кризис, точнее, нынешний пучок кризисов носит достаточно уникальный характер и пока очень трудно прогнозировать его, поскольку его поведение довольно существенно отличается от всего того, что наблюдалось в прошлом.

   Михаил Соколов: А можно ли прогнозировать замедление или стабилизацию спада или, наоборот, продолжение его, но при остановке инфляции, как об этом говорит Улюкаев, на уровне 12-13%?

   Андрей Илларионов: Что касается темпов инфляции, то один из ключевых факторов, предопределяющих ее поведение – это денежная политика властей. Центральный банк Российской Федерации в течение последних полутора лет проводит достаточно ответственную денежную политику, надо отдать должное. И за очень небольшим исключением ЦБ не совершал больших ошибок, из чего следует, что, скорее всего мы станем свидетелями снижения темпов инфляции, по крайней мере, общей инфляции, не затрагивая отдельные сектора.

   Я не ожидаю сейчас резкого роста, резкого всплеска инфляции. Темпы инфляции в пределах 10-13% – это может быть вполне реалистичный прогноз.

   Михаил Соколов:   При таком же курсе доллара?

   Андрей Илларионов: Что касается курса рубля по отношению к доллару, то он, возможно, в ближайшее время будет в большой степени определяться не столько нашей денежной политикой, сколько денежно-финансовой политикой Соединенных Штатов, которая оказалась достаточно безответственной и слабой, что, скорее всего, приведет к снижению курса доллара по отношению к большинству национальных валют, включая российский рубль. И соответственно, российский рубль будет, возможно, постепенно повышаться. Но это будет заслуга не столько наших властей, сколько результат ошибок американских властей.

   Михаил Соколов: На алтайской конференции вы слушали не только коллег-экономистов, но и политологов. Что вы от них узнали, через эти знания, которые получили, что можете вы сказать о будущем экономики?

   Андрей Илларионов: На самом деле выступления коллег и на сессиях, и обсуждение различных вопросов, что называется, в кулуарах, в целом оказались очень полезны для меня. Эти выступления дают достаточно большое количество информации по деталям. Еще раз скажу, что это очень полезно.

   Что касается общих выводов, то они подтверждают те ощущения, которые были у меня, что главные проблемы российской экономики, российского общества сегодня не экономические, а политические, общественные. И с этой точки зрения общественно-политическая ситуация в стране находится в тупике. Это реальный тупик. И выход из этого тупика на путях эволюции, честно говоря, не видится. И такая тупиковая ситуация может продолжаться, конечно, некоторое время, но рано или поздно выход из нее скорее будет носить взрывной характер. Какой взрывной характер – я бы сейчас не стал предсказывать, это коллеги сами, другие коллеги, специалисты по тенденциям могут сказать.

   Михаил Соколов: Но выход – это что? Это восстановление обратных связей?

   Андрей Илларионов: Выход в другое качественное состояние. Это может быть любое. Традиционно ожидаемый сценарий – на восстановление более свободной страны, более свободного общества, более свободной политической системы –является весьма желаемым для очень многих людей. Но оснований для такого варианта развития событий не так много. Среди экспертов вероятность такого сценария расценивается как чрезвычайно низкая.

   Выход из этой ситуации может быть другим. Выход из этой ситуации может быть на путях внешнего конфликта, спровоцированного властями, на путях внутреннего конфликта, на путях сочетания внутреннего и внешнего конфликта. Поскольку власти являются достаточно агрессивными в выборе различных вариантов действий, даже простая ситуация традиционного брежневского застоя, даже этот вариант выглядит маловероятным.

   Михаил Соколов: То есть достаточно вероятен путь от виртуального авторитаризма к реальному?

   Андрей Илларионов: Дело в том, что эта тупиковая ситуация рано или поздно при наличии достаточно молодых и агрессивных граждан в органах власти неизбежно будет вынуждать предпринимать какие-то радикальные шаги, которые в этой ситуации, не исключено, что они будут носить достаточно агрессивный характер. Опять-таки, обращенный либо внутрь страны, либо вне страны, либо сочетание тех и других шагов.


Вернуться к списку


105062, Москва, Лялин переулок, дом 11-13/1, стр. 3, помещение I, комната 15   Тел. +7(916)624-4375    e-mail: iea@iea.ru

© ИЭА