|
независимые исследования российской экономики |
Найти |
![]() Союз "Либеральная Хартия"
|
- За 17 лет кумулятивный экономический рост на Западе и в Центре был почти вдвое более быстрым (прирост ВРП на 60,7%), чем на Востоке и Юге (на 35,2%). Прирост производительности труда на Западе и в Центре также был более высоким, чем на Востоке и Юге, так что относительные уровни производительности труда (относительно среднего уровня по Украине) поменялись на противоположные. Если еще в 1995 г. Восток и Юг имели более высокий показатель ВРП на душу населения, чем Запад и Центр (101,6% против 98,5%), то в 2012 г. уже Запад и Центр заметно опережали по этому показателю Восток и Юг (на 9,1%, 104,3% против 95,2%). - Самое страшное для власти – это мирные, ненасильственные действия оппозиции. - Одним из совершенно очевидных следствий из анализа деятельности первых лиц российского, советского, имперского государства является то, что ключевым фактором успеха или неуспеха той или иной кампании является личность самого человека - Восстановление права, или даже, я бы сказал, создание права является самой первоочередной задачей для нашей страны. Это гораздо более первоочередная задача, нежели экономика, политическая система, чем любые другие проблемы. - И до тех пор, пока общество не примет это решение само в лице своих в том числе и лидеров общественного мнения, что с кругом лиц, неоднократно уличенных в нарушении базовых законов и Уголовного кодекса РФ, они не поддерживают отношения, у нас ничего не получится. – Наш политический и экономический режим родом из 1991-1992 годов. Ключевые проблемы и их решения были заложены именно тогда. Если мы не вернемся, по крайней мере, к обсуждению, а в ряде случаев и к пересмотру решений начала девяностых, мы никогда не сможем выйти из этой дурной спирали, в которой находимся последние двадцать лет. - Распался тандем, который управлял страной в течение последних двух десятилетий, – тандем силовиков и «сислибов» (системных либералов). В 90-е годы системные либералы обладали большей властью, а силовики им помогали удерживать власть. В 2000-е годы ситуация поменялась, на первое место вышли силовики, и теперь уже системные либералы помогали им удерживать власть, в том числе своими советами. Эта система треснула. - Я бы пожелал всем нам, чтобы наступивший 2012 год стал годом формирования правовой основы, правового фундамента, на котором мы сможем создать свободную Россию. - Для того чтобы лозунги, которые провозглашает гражданское движение на митингах и в других местах, не повисали, и мы не делали бы вид, что этих лозунгов нет или мы забыли о том, какие лозунги выдвигали, и не забывали о своих коллегах, товарищах, которые в настоящее время отстаивают общее дело, – и в данном случае Сергей Удальцов, вне всякого сомнения, выступает за обеспечение политических свобод для всех граждан нашей страны – мы должны каждую нашу передачу, каждую нашу встречу, каждый выход в эфир, каждое общение с властями и с обществом начинать и завершать требованием: немедленное освобождение политических заключенных и свободу Сергею Удальцову. - В частности, по отношению к Сергею Удальцову я бы предложил, чтобы все те, кто считает это действительно важным, начинали бы свои передачи или публикации – от газет, теле- и радиоэфиров до своих ЖЖ, «Твиттеров», «Фейсбуков», с требования немедленного освобождения Сергея Удальцова. Только в том случае, если мы будем солидарны друг с другом, в том числе с теми людьми, кто выступает за защиту наших прав – только в этом случае у нас есть шанс добиться каких-то результатов. - Только с осознанием того что было в течение 20 лет, мы можем придти к небессмысленным соображениям, что нам надо делать сегодня и завтра для того, чтобы тот политический режим, который возник, укрепился и цепляется за власть в настоящее время, не имел шансов в будущем. - Мы убедились в теории и на практике, что подход: рыночные реформы – вначале, а потом, если получится, на этом основании мы построим политическую демократию, - это путь к политическому авторитаризму, к экономической неэффективности, коррупции, развалу законности и бесправию. - Пятый съезд народных депутатов принимает беспрецедентное решение - Постановление о поддержке программы экономических реформ, с которым выступил Борис Николаевич Ельцин 28 октября 1991 года, - подавляющим большинством голосов съезд голосует за это. Съезд голосует, в том числе и за то, что утверждает Бориса Ельцина в качестве премьер-министра страны. И вот дальше происходит замена, и на посту премьер-министра оказывается другой человек, и начинается с этого, может быть, борьба между демократически избранным президентом страны и демократически избранным съездом народных депутатов. - Какой главный принцип этих реформ? Главный подход в том, что изменяется все комплексно. Перенять оттуда механизмы, понять, как они работают, понять, что они приводят к результату, применить их здесь – вот то, о чем мы говорим. - Что же там было сделано, стоит ли нам обращать внимание на успешность, и стоит ли нам быть против этих успешных грузинских реформ? - Главное направление общественной эволюции для нашей страны, которое может принести успех, - это создание парламентской демократии. Существуют колоссальные риски существования политической системы с одним лицом во главе, каким бы замечательным этот человек не казался вначале. - Ни одна успешная реформа, долгосрочно, не происходит без изменения политической власти. Но является ли изменение политической власти достаточным? Ответ – нет. Второй шаг – это достижение правопорядка. - В чем причины интереса к грузинской теме? - Как реформы, проводимые в Грузии, влияют на положение в России? - Почему у Грузии получилось? - То, что произошло в Грузии, не было калькой с какой-то другой страны, с какого-то другого времени. Грузинские реформаторы делали то, что нужно Грузии сейчас и так, как они считали это нужным. - Реформы нельзя проводить узкой группой людей. Настоящие, удачные и устойчивые реформы, которые завоевывают популярность в стране и остаются на десятилетия, — это реформы, которые проводятся вместе с людьми, когда граждане корректируют первоначальные планы, вносят свои предложения. - Решение о реформах или об экономической политике принимается не тогда, когда это необходимо, а тогда, когда власть или соответствующие лица понимают, что это необходимо сделать. - Через два года, в 2013 г., будет отмечаться 400-летие события, произошедшего в 1613 г. - избрание династии Романовых на российских трон. И судя по той активности сейчас относительно всяких монархических инструментов и институтов, у меня складывается очень сильное подозрение, что не исключено, что эта дата будет использована соответствующим образом – для того, чтобы укрепить и развить ту самую новую конструкцию, - первые элементы и кирпичики которой закладываются сейчас. - Главные факторы успеха грузинских реформ – это политическая воля на самом верху и образованные люди, реализовавшие свой потенциал на практике. - Происходит полная перемена концепций взаимодействия государства с гражданином, когда не государство является главным, а центром становится гражданин. - К сожалению , независимо от того, какими красивыми были лозунги, методы осуществления важных и необходимых реформ были насильственными, бюрократически-номенклатурными, осуществлялись за спиной российских граждан. - В конечном счете, только сам человек несет и индивидуальные риски за те решения, которые принимает, и индивидуальную ответственность. Мы долгое время очень болезненно относились к переходу на личности. Но мне кажется, невозможно говорить об истории нашей страны, о настоящем и будущем страны без перехода на личности, которые оказываются во главе страны. - Выбор, который стоит перед нашим обществом, перед нашей страной – что для нашей страны является более важным, что является для наших граждан важным – личная безопасность, правовой порядок, независимые суды, защита человека, защита собственности, демократические институты. Либо же империя. Если империя – то в таком случае ни личной безопасности, ни правопорядка, ни демократии … - Ключевым фактором для развития является политическая эволюция, политические решения. Сами экономические реформы 1991, 1992 и последующих годов могли быть начаты только в условиях политической революции, того политического переворота, который произошел после августа 1991 г. Только изменение политической ситуации в стране позволило начать реформы. - Так называемое «стимулирование экономической деятельности» с помощью инструментов фискальной и денежной политики не только не рассасывает причины, которые привели к кризису 2008-2009 годов, а, наоборот, увеличивает потенциальные масштабы нового кризиса. - Российские власти так и не поняли, что произошло в стране, с чем они боролись, на что они потратили колоссальные средства, принадлежащие стране, и из-за чего российский ВВП рухнул на такую величину. - Правительство практически не имело никакого отношения к восстановлению экономического роста, но зато оказалось вновь достаточно эффективным по замедлению того экономического роста, который начался в прошлом году. - В 2008 году экономика страны оказалась в тяжелом кризисе. Глубина падения была, пожалуй, рекордной за последние 15 лет, и рекордной точно была скорость падения, особенно осенью 2008 года. Под впечатлением от этого кризиса, информации об этом кризисе прошел практически весь прошедший 2009 год. Тем не менее, уже в феврале 2009 года, то есть почти 11 месяцев тому назад спад в промышленности прекратился. В марте 2009 года промышленность начала очень медленный, но, тем не менее, рост. В последующие месяцы некоторые другие отрасли и потом практически все сферы российской экономики начали рост, и с июня 2009 года фиксируется положительный рост такого показателя как валовой внутренний продукт. - Основной критерий событий, точнее, действий органов власти - федеральных, региональных органов власти, исполнительной власти, законодательной власти в России, а также в некоторых других, соседних и не соседних странах, - привели они в этом году либо к расширению личных, гражданских, политических, экономических свобод граждан, либо к сокращению свобод. - Любые адепты экономическо-технологической модернизации без политической либерализации и за счет политической либерализации, по факту, на самом деле, отстаивают сталинизм. Одно из главных достижений 2009 г. – это осознание значительной частью российского общества необходимости политических реформ и политической либерализации. - Правовые и политические революции предшествуют бурному экономическому развитию. А отсутствие таких изменений, отсутствие трансформации приводит к существенному отставанию. Политические и правовые институты в нашей стране не модернизируются таким образом, чтобы поспевать за тем, что происходит в окружающем нас мире. - Традиционно ожидаемый сценарий – на восстановление более свободной страны, более свободного общества, более свободной политической системы – является весьма желаемым для очень многих людей. Но оснований для такого варианта развития событий не так много. Среди экспертов вероятность такого сценария расценивается как чрезвычайно низкая. - Можно написать замечательную программу экономических мер, что нужно делать, но она не будет осуществляться, потому что она не будет услышана или будет проигнорирована. - «Граждане, Отечество в опасности! Наши танки – на чужой земле». Мне кажется, это положение является верным как в 1968 году, когда Советский Союз проводил операцию против независимой Чехословакии, в 1978-1979 годах, когда соответствующие операции были начаты Советским Союзом против Афганистана, и в 2008 году, когда началась, но не закончилась агрессия России против Грузии. - Для того, чтобы понять, что произошло, и почему произошло, с моей точки зрения, крупнейшее политическое событие последнего десятилетия, а, возможно, и более длительного срока для нашей страны, – для этого необходимо было разобраться в том, как происходило событие, как к нему готовились, кто готовился, какие решения принимали, и к каким последствиям это привело. - Создание иной модели общественного устройства, иной модели государственного устройства в Грузии, в стране, которая имеет так много общего с Россией, представляет собой экзистенциональный вызов для нынешнего политического режима в России. - Российские власти считают американскую экономическую систему и американскую политическую систему наиболее надежными в современном мире, поскольку свои валютные резервы российские власти предпочитают держать в американских ценных бумагах. - Какая политика является наиболее рациональной и наиболее эффективной для того, чтобы не допустить использование ядерного оружия? - Джозеф Байден в Мюнхене предложил, как известно, осуществить «перезагрузку» и начать отношения между Вашингтоном и Москвой с чистого листа. Это заявление, с моей точки зрения, перекликается с мюнхенскими решениями, принятыми семьдесят один год тому назад. - Тенденции агрессии, агрессии как внешней, так и внутренней, видимо, будут главными тенденциями наступившего 2009 года. - Споры между коммерческими субъектами решаются коммерческим образом. И тот факт, что комментируют эти вопросы премьер-министры и президенты, и они участвуют в решении этих вопросов, подчеркивает, что проблема носит не экономический и не коммерческий характер, а политический характер. - Степень предсказуемости поведения российских властей не только внутри страны, но и на международной арене, сейчас существенно снизилась. - Самая большая угроза, существующая сейчас для российской экономики, состоит в том, что происходит падение производства, причины которого для подавляющего большинства экономистов, наблюдателей и представителей правительства неизвестны. Ни масштаб, ни траектория, ни скорость спада, ни причины этого не прогнозировались и не комментировались адекватно в настоящее время пока никем. - Действия большинства западных правительств, и в гораздо большей степени – российского правительства, переводят довольно болезненный фондовый кризис, свидетелями которого мы являемся, в категорию экономической катастрофы. - Нынешний Кавказ – это действительно очень взрывоопасная ситуация, которая может привести к очень тяжелым последствиям. Та война, которая сейчас прошла, российско-грузинская война, это реальная геополитическая катастрофа. Потому что в течение как минимум двух с лишним столетий многие поколения российских людей и российских властей создавали и поддерживали очень хрупкий и очень неустойчивый геополитический баланс на Южном Кавказе, где основным партнером, основным союзником для России была Грузия. - Отвратительность решений наших властей заключается в том, что в отличие от американских средств, к которым могут получить доступ практически все участники рынка, в российской ситуации средства предоставлены узкому кругу банков, непосредственно ассоциируемому с представителями российской власти, и узкому кругу квазигосударственных корпораций типа Роснефти и Газпрома. - В авторитарной стране ни одно существенное решение не обсуждается ни со страной, ни с людьми, ни с представителями, какими бы странными они ни были, вроде тех, которые сейчас находятся в Государственной Думе. И не имеет значения – использование войск против Грузии, предоставление миллиардных кредитов Исландии или российским банкам. - Чем похожи все эти три кризиса: 1968-го, 1998-го и 2008-го? Два внешнеполитических кризиса и один внутриэкономический кризис похожи именно тем, что во всех этих трех случаях власть советская и российская власть применяла одно и то же средство – насилие. Насилие по отношению к собственному народу и насилие по отношению к чужим народам. - В соответствии с пятым принципом вооруженные силы РФ выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий. Если российские войска выйдут и останутся на территории Южной Осетии и Абхазии, и скажут, что мы оказались на линии, предшествующей началу боевых действий, то тогда это означает, что российские власти официально признают, что эти войска находились на территории Южной Осетии и Абхазии до начала боевых действий. Тогда наступление грузинских войск ночью 7 августа должно интерпретироваться как защита с их точки зрения, с грузинской точки зрения, территории страны. - Изменение темпов инфляции, по крайней мере, с весны прошлого года, имеет под собой основание в изменении макроэкономической политики, скорей всего, в 2005 - 2006 годах. Главным индикатором изменения макроэкономической политики является, конечно, динамика денежной массы. - Либерализмом считается точка зрения, мировоззрение, позиции, действия, когда граждане могут делать все, что они хотят, располагая своим телом, своими взглядами, своими позициями, индивидуально или в свободном, добровольном сотрудничестве с другими людьми, не нанося ущерба другим людям. - Участники и сторонники Национальной Ассамблеи признают принципы демократии, где каждый человек имеет один голос, любая позиция должна быть услышана, а главной силой, которая утверждает, в чью пользу склоняется чаша поддержки, являются граждане страны. - Без занятия той или иной политической позиции мы должны разделить объективный и субъективный факторы. Мы должны различать разные периоды действия этих администраций. Мы должны различать разные направления их деятельности: макроэкономическая политика, структурная политика и политика, называемая институциональной. Действия по каждому из этих направлений в разное время были разными. И, соответственно, их вклад в общий успех или общий провал был разным. - Нормальное состояние цивилизованной страны и демократического общества - когда много шума и много ажиотажа. Это означает, что люди не скрывают своих интересов, они задают вопросы. И обязанность властей – отвечать на эти вопросы. Это ключевой вопрос, кто на кого работает: общество ли работает на власти, удовлетворяясь каждой очередной подачкой, которая выдается, либо же власти работают ради общества. - Нелегитимный характер «выборов» 2 декабря 2007 г. и 2 марта 2008 г. делает претензии их «победителей» на государственную власть в России незаконными. Это означает, что не только избранная «Государственная дума» с депутатами, не только избираемый «президент», но и все чиновники, назначаемые теперь этой Государственной думой и этим «президентом», являются теперь нелегитимными. - Практическая политика демократического общества неотъемлема от существования конкурентной политической системы. В настоящее время в России отсутствует и конкурентная политическая система и свободное демократическое общество. - То, что предстоит нам в ближайшее время, не является выборами, а является спецоперацией по поддержанию и сохранению, некоторому внешнему облагораживанию нынешней власти. К настоящему политическому процессу это не имеет никакого отношения, поэтому судьба демократической оппозиции, самой демократической деятельности никоим образом с этим «перформансом» не связана. Обязанность для тех людей, кто относит себя к демократам в России, в условиях такой неблагоприятной ситуации заниматься созданием основ для демократического общества, формируя институты демократического общества самим и, в любом случае, не участвуя в той насмешке над демократическими выборами, которая произойдет 2-го марта. - Мы говорим о философии и политике агрессии по отношению к российским людям, соседям России, другим странам в мире. Это не связано с одним конкретным человеком, это политика группы людей, организации, которая существовала в стране почти столетие. Их внутренняя философия осталась той же самой: они находятся выше закона, и правила, по которым судят других людей, не должны применяться по отношению к ним. - Государство создается свободными людьми для решения тех вопросов, которые свободные люди считают возможным делегировать специально обученным людям, специально выбранным людям, специально назначенным людям для исполнения специфических занятий по определенным, жестко регулируемым прозрачным и понятным правилам. За пределами того ограниченного круга вопросов, которыми государство может заниматься, государство не имеет права вмешиваться в дела свободных людей. - То, что сейчас происходит, говорит о том, что страна вступила в один из самых рискованных моментов своей истории, когда уничтожены практически все институты современного государства и нет какой-то опоры, которую можно было бы использовать в условиях кризисной ситуации. - Пока нет исторических примеров завершения существования такого тоталитарного режима в результате ненасильственных действий. Из этого, конечно, не следует, что такого варианта не существует, но в настоящее время соответствующих примеров нет. - Качество экономической политики и состояние государственных и общественных институтов сегодня гораздо ниже, чем в 1999-2000 годах. А темпы экономического роста много ниже того, какими они могли бы быть даже при сохранении той не вполне совершенной, но все же демократической системы, какая была в стране в 1990-е годы. - Нет большего разрушителя, чем неуважение, недооценка человеческой жизни, пренебрежение ею, связанные не только и не столько непосредственно с военной организацией страны, сколько с политической системой, которая существует в стране. - Президентские выборы становятся малозначимым и несущественным событием. Что касается выборов парламентских, то они становятся не выборами, а всенародным плебисцитом по поводу доверия одному лицу. В результате в руках у этого лица может оказаться абсолютная власть, которая в последние несколько десятилетий не аккумулировалась в России и даже в бывшем Советском Союзе. - Авторитарные режимы ограничивают потенциал экономического роста и роста благосостояния. В истории человечества, по крайней мере, последних двух столетий, в течение которых существует капитализм как экономическая, социальная и политическая система, ни одна несвободная, недемократическая страна не смогла обойти по уровню развития демократические, свободные страны. - То внимание, которое уделялось президентским выборам в России в течение последних лет, было напрасным. Решение о сдвиге центра политической силы было принято уже давно и лишь до времени хранилось для официального объявления. По сути дела, оно сделано сейчас. - Я работал не на власть, я работал на страну. Власть в этом смысле была для меня посредником. Посредником со страной. Потому что, если есть такая возможность, если можно что-то сделать для своей страны, это и большая честь, и большая гордость для любого человека, – если это можно сделать… - Партии и парламентские демократии оказываются в долгосрочной перспективе гораздо более устойчивой институциональной системой, которая предотвращает общество и государство от катаклизмов. - Главной опасностью для любой страны является монополизация государственной власти. - Нам необходимо различать несколько элементов, воздействующих на нынешнюю экономическую, общественную, политическую ситуацию в стране. Первое – это политика, проводимая властями, второе – это внешняя конъюнктура, третье - государственная система. - 77% среди тысячи лиц, принимающих ключевые решения, заполнены людьми, которые относятся к спецслужбам. - My term for it -- which may not be the most precise term -- is a "corporativist" state. It's where power is concentrated in the hands of corporations whose members hold all the key positions in the political, economic, ideological, informational, financial, and other spheres of life. - Время от времени - хотя бы по круглым датам – имеет смысл подводить промежуточные итоги развития страны. Сравнивать то, что получилось на самом деле, с тем, что задумывалось, что планировалось, что ожидалось. Сравнивать с тем, что происходит в других странах, стартовавших в то же самое время примерно с такого же уровня (или же с другого уровня). И уточнять место своей страны в системе международных экономических, политических и иных координат. - Самый главный результат последних лет – у нас разрушены базовые институты со-временного государства и главный его элемент – правовая система. - Проводимая ныне политика, приводящая к разрушению базовых институтов демократического общества и современного государства, уничтожает потенциал экономического роста на проценты и десятки процентов. Уничтожает миллиарды и десятки миллиардов долларов. - Фридман – выдающийся ученый. Наряду с Фридрихом фон Хайеком и Людвигом фон Мизесом он входит в число наиболее крупных экономистов 20 столетия. Пожалуй, именно эти три человека во многом сформировали то, что сегодня называется современной экономической наукой, то, что сегодня признано в качестве уникального вклада экономической науки в современную человеческую цивилизацию. - Поддержание разговора в стране, поддержание дискуссии по значимым темам российской внутренней и внешней политике, прежде всего, нужно нашим гражданам. - С моей точки зрения корпоративистское государство – это государство, в котором госаппарат, государство как машина, оказалось в собственности того, что я называю "корпорация". Связь между членами корпорации определяется отношениями лояльности друг к другу, верности, - своеобразный кодекс чести: не сдача своего, что бы ни происходило с тем человеком, какое бы преступление он ни совершил, в какой бы ситуации он не оказался. И в таком случае собственность на государство, или высшая власть, передается от одного члена корпорации другому в рамках самой корпорации. • Интервью Алексею Венедиктову "Эхо Москвы" 17 марта 2006 г. - Когда у нас появляются табуированные темы для обсуждения в СМИ, у нас начинается примитивизация общества. Если сегодня или завтра запрещают обсуждение на улицах, то послезавтра это приводит к радикализации всего процесса, и тогда этот вопрос обсуждается совсем другим образом. • Интервью Сергею Бунтману ('pdf' 164 kb) "Эхо Москвы", 31 декабря 2005 г. - Мне было предложено поучаствовать в войне... • Интервью Алексею Венедиктову ('pdf' 200 kb) "Эхо Москвы", 29 декабря 2005 г. - Если ты находишься для того, чтобы наслаждаться положением в государственном аппарате, тогда надо адаптироваться к этому новому, изменившемуся государственному аппарату. Если же ты пошел туда для чего-то другого, то тогда, соответственно, надо спрашивать себя и давать себе отчет, можешь ли ты это делать. Если ты не можешь этого делать, тогда надо уходить. • Монополия и конкуренция в экономике и политике ('pdf' 198 kb) "Эхо Москвы", 21 сентября 2005 г. - Попытка заморозить и зафиксировать цены на любой товар, на любой ресурс означает, что общество в целом, не только власти, но потребители и общество в целом теряют ориентиры. По сути дела цены - это термометр для организма. Если цены пошли вверх - пошла температура организма вверх. Это может быть неприятно, но лечить болезнь нужно не путем заморозки термометра. • Вступление в силу Киотского протокола ('pdf' 241 kb) "Эхо Москвы", 16 февраля 2005 г. - Это один из таких классических лоббистских проектов по перераспределению добавленной стоимости, финансовых ресурсов в определенные конкретные компании, группы. И создание массового психоза по поводу абсолютно не существующей проблемы, не существующей угрозы – так называемого глобального потепления - вот этих засух, вот этих наводнений, и тому подобное... • Уроки 2004 года и угрозы 2005 года ('pdf' 174 kb) "Эхо Москвы", 30 декабря 2004 г. – Я бы вот что сказал, что в свое время еще профессор Преображенский сказал, что беспорядок на улицах начинается с беспорядка в головах. Я бы пожелал всем нам, прежде всего, себе самому и коллегам, моим коллегам во власти, тем, от решения которых зависят судьбы страны и судьбы миллионов людей, избавляться от беспорядка в головах, избавляться от пагубной самонадеянности, что мы знаем лучше, чем кто бы то ни было другой, что мы имеем право не прислушиваться к мнению людей... • The Lessons of 2004 and the Threats of 2005 ('pdf' 233 kb) – Professor Preobrazhensky once said that disorder in the streets starts with disorder in the heads. I would like to wish all of us, myself and my colleagues, including those in power, those who make decisions that are fateful to the country and millions of people to start getting rid of disorder in their heads, start doing away with being too conceited, start doing away with the belief that they know better no matter who they are, start doing away with the belief that they can neglect the opinion of the people. Вернуться к списку |
|||
|